Что упало: спрос или предложение?

Что упало: спрос или предложение?

В 2012 году был отмечен рост спроса на отечественные грузовики и их доля на рынке была на несколько процентов выше, чем импортных. Но однако, по сравнению, к примеру, с более «урожайным» годом 2008, прошлый год все-таки показал плохие результаты по продаже на внутреннем рынке тяжелой техники. Причин этому может быть и снижение спроса на этот класс авто у отечественного потребителя, и низкий уровень предложений. Стоит сказать, что пока не дано точного анализа причин падения продаж грузовиков за прошедший год.

Но если проанализировать те моменты, которые были подчеркнуты аналитиками-экономистами в сегменте автомобильной промышленности, картина вырисовывается следующая:

• многие отечественные заводы сократили производство «российских иномарок», в том числе уменьшилось количество выпускаемых седельных тягачей, таких как, к примеру, TAGAZ Hyundai HD500. В процентном отношении доля произведенных грузовиков на просторах Российской Федерации (отечественных и иномарок) снизилась с 56,9% до 53,4%;

• цены на конечную продукцию российского автопрома выросли на 10%-20%, что стало препятствием для увеличения рынка сбыта во всех регионах РФ;

• импорт иномарок был увеличен на 24%;

• значительно сократились объемы грузоперевозок по автомобильным дорогам, так как этот вид транспортировки грузов стал более затратным из-за повышенной стоимости топлива, дорожных сборов и прочих накладных расходов;

• в основном многие предприятия имеют на своем балансе тяжелую технику старше 10 лет и менять ее не собираются из-за финансовых проблем;

• в связи с развитием рынка проката и лизинга автомобилей не все производства стремятся иметь в собственности свой автопарк тяжелой техники, в том числе и грузовиков, предпочитая брать технику напрокат.

Все это, скорее всего, и повлияло на уровень продаж грузового транспорта на отечественном рынке. Хотя, справедливости ради сказать, для защиты своего производителя правительство ввело утилизационный сбор, в результате чего уже к концу осени 2012 года спрос на импортную технику упал и интерес потребителей переключился на отечественные машины. Но в целом этот дополнительный таможенный сбор ситуацию не спас, уровня продаж грузовиков 2008 года так и не удалось добиться. Если бы можно было продать еще около 23% автомобильной техники, то на 2013 год прогноз давался бы положительный для отечественной автомобильной промышленности.