ВАЗ 21212: слева направо
Что это, Берримор? Зис из зе вери инглиш «Нива», сэр. Это тот самый случай, когда мышки кололись, плакали, но продолжали жрать кактус. То есть, рекламаций на этот советский паркетник было море, но простота, дешевизна и ремонтопригодность вознесли популярность сего чуда в стратосферу. А еще праворукую «Ниву» поставляли в Японию. Только тс-с-с, никому об этом!

ВАЗ 2122.600 "Река": Суши весла…
Кроме шуток, в конце семидесятых оборонка СССР чуть не взяла вот такую амфибию на базе "Нивы" на вооружение. У "Реки" были герметичный снизу кузов и брезентовая крыша. В 1987 году опытный образец даже прошел сертификационные тесты, но что-то пошло не так – автомобиль на конвейер не встал и на вооружение не взялся.

ВАЗ-21215: тяжелее некуда
Дружба России с Францией – это вам не только Депардье с нашим паспортом. Это еще и "Нива" с неплохим дизелем от Peugeot модели XUD 9SD. Тираж тяжелотопливного внедорожника был ограниченным, но выпускалась модификация долго – с 1999 по 2008 год. Кстати, помимо тракторного мотора, дизельная "Нива" отличалась вкусняшками вроде декоративных накладок и даже кенгурятника.

ВАЗ 2121Ф: фургончик тронется…
Вариант, естественно, сугубо экспортный, как и многие другие разновидности "Нивы". Что до техники, то тут все просто: два кресла спереди, цельнометаллический фургон сзади. В трюме имелись специальные направляющие для крепления грузов, и никакой декоративной отделки.

ВАЗ 21218 Фора: понты-болты
Пролетарский ВАЗ-2121 – как дворняга без ошейника: ни осанки, ни родословной, мечта фермера, но не более того. "Фора" же наоборот – выведенная из черт знает кого породистая овчарка. Парни из "ПСА БРОНТО" в середине 90-х сделали люксовую версию "Нивы" с увеличенными колесными арками, крупными литыми дисками, сзади красовался более широкий диван от "восьмерки", крыша имела пластиковую надстройку, а за доплату автомобиль можно было дооснастить гидроусилителем руля и даже кондиционером!

ВАЗ 212182 Форс: броненосец "Потемкин"
Та же "Фора", только сбоку. В смысле, бронированная. Версия для инкассаторов. Кузов прибавил в общей сложности 430 кило, из-за чего пришлось усиливать подвеску. Ходовая получила усиленные амортизаторы и толстенные пружины. А еще броневичок имел автоматическую систему пожаротушения, установленную под капотом, а также защищенный топливный бак, усиленный аккумулятор и кондиционер. За доплату спецы могли установить броню и на брюхо внедорожника.

ВАЗ-212183 Ландоле: полный сюр
Эта разновидность "Нивы" должна была стать запоздалым ответом Jeep Wrangler, но что-то нам подсказывает, что американцы о такой угрозе "Рэнглеру" и не слыхали… Смех смехом, но модель выпускается и по сей день очень ограниченным тиражом на предприятии "ПСА БРОНТО". Индпошив, так сказать. Вместо верхней части кузова на "Ландоле" стоит силовой каркас безопасности, который при необходимости может быть накрыт брезентом. Двери отсутствуют, задний борт откидывается вниз, салон можно мыть из садового шланга – сидушки в кожзаме, на полу линолеум.

ВАЗ 2131: крокодильи слезы
Одна из самых популярных версий внедорожника. Умельцы на ВАЗе просто вварили полуметровую вставку в классическую "Ниву". Разнообразие ассортимента из серии "рашн стайл". Название в народе машина получила соответствующее – "крокодил". Несмотря на худшие внедорожные характеристики, увеличенную массу и ужасную динамику, автомобиль по сей день чертовски популярен в российской глубинке.

ВАЗ 2329: Pick it up
И тут Остапа понесло… Четырехместный пикап на базе "крокодила" имел 2700 мм в колесной базе, обладал грузоподъемностью в 650 кило, а задний свес был увеличен на 300 мм. Вопреки здравому смыслу, это чудо оказалось довольно популярным на нашем рынке. Из особенностей стоит отметить оригинальный диван второго ряда, складывающийся "в пол", и дополнительный топливный бак (общий запас бензина у пикапа составляет 84 литра).

В июле 1987 года началось изготовление деталей и узлов первой серии ходовых макетов. Сами автомобили были собраны в декабре того же года. Внешне от обычной «Нивы» они отличались широкой сплошной стойкой кузова за боковыми дверьми (следствие удлинения базы на 150 мм). Кроме того, испытатели по собственной инициативе установили на одном образце (ХМ-01 – образец ХМ-02 находился в распоряжении отделе шасси, где им занимались специалисты бюро доводки рулевого управления и бюро доводки ходовой части) боковые зеркала заднего вида и бамперы ВАЗ-2108 и задние фонари ВАЗ-2107. Также автомобиль получил реечный рулевой механизм оригинальной конструкции. Был сварен новый подрамник для задней подвески, при этом сама подвеска стала независимой.
Оригинальной конструкции были колеса – обод был применен 15-дюймовый от УАЗ 469, но так как его внутренний диаметр был меньше, чем у обода «Нивы», диск изготавливали обтачиванием нивовского прямо по отверстиям, затем приваривали к ободу. Шины первоначально использовали с микроавтобуса РАФ 2203, размерности 185/80 R15 (модель Я-288). Для обеспечения возможности в процессе доводки изменения углов установки передних колёс на кузовных деталях были введены отверстия с широким диапазоном крепления верхних опор стоек. Тормозная система была диагональной, аналогичной по схеме семейству ВАЗ 2108. Двигатель был смонтирован увеличенного объема – опытный ВАЗ-320 рабочим объемом 1,8 л. Испытания ходовых макетов начались в начале 1988 года. В течение 1988 года на ХМ-01 и ХМ-02 был проведён комплекс исследований по доводке ездовых качеств (курсовая устойчивость, управляемость, плавность хода). Параллельно с разработкой программ и теоретическими расчётами вносились изменения в конструкцию подвесок и испытывались различные варианты комплектаций. Много внимания было уделено доводке устойчивости автомобиля, т.к. была выявлена повышенная склонность к опрокидыванию.